?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Сегодня Китай - один из главных игроков на международной политической сцене. Эта страна наиболее близко подошла к тому рубежу с которого можно бросить вызов Соединённым Штатам Америки и занять место мирового гегемона. Кроме того, заявка на мировое лидерство Китаем уже озвучена. Но чтобы страна стала новым глобальным лидером китайцам недостаточно просто занять первое место по экономическим показателям или догнать США по количеству авианосцев, им также необходимо иметь собственный глобальный проект. И очень интересно разобраться на каком фундаменте этот проект будет построен.

В одном из своих постов я уже разбирал статью китайского профессора Ван Ивэя в которой по сути и постулируется заявка Китая на новое мировое лидерство. Китай должен: “сформировать новую общечеловеческую цивилизацию и, став флагманом новой, постзападной эпохи, создать предпосылки для вечного развития всего человечества в мире, где Китай будет помощником и наставником каждого.”

В этой же статье говорится о том, что новая китайская цивилизация будет строится на принципе “великого единения” Да Тун. Этим термином обозначается традиционный конфуцианский идеал, что даёт повод предположить, что новый проект Китая будет строиться именно на конфуцианских ценностях. К этому же выводу приходят в своих работах некоторые исследователи данного вопроса. Например в своей статье “Глобальный проект Китая: аксиологический аспект”, С.В. Смирнов проводит анализ роли конфуцианства в современной внутренней и внешней политике Китая.

Нельзя сказать, что позиции конфуцианства в Китае оставались неизменными. Несмотря на то, что во времена императорского Китая это учение играло ключевую роль в жизни страны, с началом ХХ века отношение к конфуцианству резко изменилось. В стране началась модернизация, большинство тогдашней прогрессивной интеллигенции было ориентировано на западные ценности и как следствие этого конфуцианство было объявлено главным тормозом развития.

С приходом к власти в 1949 году Коммунистической партии гонения на данную философию продолжились. Особенно жёсткими они были в ппериод культурной революции.

Однако после экономических успехов некоторых азиатских стран в 60-70 е годы возникла идея искать причину данным успехам в особой восточноазиатской модели развития опирающегося на собственный культурный фундамент, в основе которого, конечно же, лежало конфуцианство.

Данная модель привлекла внимание многих социологов как американских так и восточноазиатских. Им удалось выделить ряд “конфуцианских ценностей”, которые по их мнению и обеспечили ускоренное развитие восточноазиатских стран. К таким ценностям были отнесены: приоритет коллективизма над индивидуализмом; опора на личные связи и взаимные обязательства, нежели на букву закона; почтительное отношение к власти и социальной иерархии; стремление к консенсусу и социальной гармонии; высокая мотивация к обучению трудолюбие, усердие и бережливость; принятие сильного государства, вмешивающегося в социальные и экономические дела.

В Китае отношение к конфуцианству начало меняться в конце 70-х годов с началом реформ начатых Дэн Сяопином. В 80-е годы руководство Китая начало применять ранее критиковавшиеся идеи как во внутренней так и во внешней политике, а в 90-е годы вообще объявили конфуцианство главным компонентом китайской интеллектуальной традиции и современного экономического прогресса.

Выделилось три подхода к конфуцианству: традиционный, либеральный и социалистический. Не удивительно, что поддержку властей получили именно сторонники третьего подхода, которые стремились соединить конфуцианство и марксизм.

Уже с конца 1990-х годов стали появляться высказывания о том, что конфуцианство может стать духовной основой процесса глобализации. Якобы в нём уже выработана политическая технология достижения и поддержания мирового порядка. Появление данных высказываний совпало с заявлением Китая о своём стремлении стать мировой державой.

В двухтысячных руководство КНР продолжило процесс глобализации конфуцианского проекта. Как пример можно привести вышедший в прокат в 2002 году фильм “Герой” (YING XIONG). Данный фильм на сегодняшний день является самым дорогим китайским фильмом и он явно был сделан на экспорт. В 2003 году он был номинирован как лучший иностранный фильм на премии “Оскар” и “Золотой глобус”. Главная мораль фильма - главенство общих интересов над частными. И, видимо, главная задача фильма как раз и была в том, чтобы донести идеи конфуцианства до западного зрителя.

Примером популяризации конфуцианства внутри страны может служить вышедшая в 2006 году книга профессора Пекинского педагогического универистета Юй Даня “Заметки к “Беседам и суждениям” Конфуция”. И несмотря на критику, что данное произведение искажает смысл философии Конфуция и превращает её в ширпотреб, книга становится бестселлером.

В этом же году Китай осуществил канонизацию изображения Конфуция с целью превратить его в узнаваемый символ китайской цивилизации.

В 2008 г. был запущен проект по переводу на девять крупнейших языков и изданию конфуцианского Пятикнижия (Шицзин, Шуцзин, Лицзи, Ицзин, Чуньцю), которое китайскими учеными приравнивается по своей культурной значимости к иудейской Торе и индуистским ведам.

В 2010 году на экраны Китая в кавышел исторический фильм “Конфуций”, который активно продвигался властями различных уровней.

Главным же инструментом продвижения конфуцианских идей в мировом масштабе стал Институт Конфуция. Штаб-квартира данного института входит в состав Канцелярии по распространению китайского языка за рубежом, действующей при правительстве КНР.

Первый Институт Конфуция был открыт в столице Южной Кореи Сеуле в ноябре 2004 года. Вскоре аналогичные институты стали создаваться в США, Европе, России, Латинской Америке, Африке, Австралии и т.д. По состоянию на конец 2010 года в мире действовало 322 института и 369 классов Конфуция в 96 странах и регионах мира. Согласно планам к 2020 г. количество Институтов и Классов Конфуция в мире должно достигнуть 1000.

Главной задачей Института Конфуция является распространение китайского языка и культуры за рубежом. Прошлый министр образования КНР Чжоу Цзи высказался следующим образом по поводу данных институтов:

“Мы стремимся построить гармоничное социалистическое общество дома и призываем все нации совместными усилиями построить безопасный и гармоничный мир во всём мире. “Гармония” является центральным понятием конфуцианства и предполагает её достижения в отдалённом будущем”.

Поддержку Институтам Конфуция во всех странах оказывают китайские дипломатические миссии во всех странах мира. Послы и генеральные консулы принимают участие в мероприятиях данных институтов, а в церемонии открытия новых Институтов часто принимают участие если не первые, то вторые лица китайского государства. Что может свидетельствовать о высокой значимости данных заведений в процессе реализации глобального конфуцианского проекта Китая.

Многие западные учёные видят в данных институтах именно инструмент усиления политического влияния компартии Китая как внутри страны, так и как инструмент реализации стратегии “мягкой силы” на международной арене.

Профессор Пристонского университета Юй Инши так охарактеризовал стремление Китая открывать по всему миру данные институты:

“Настоящая цель Институтов Конфуция - внедрение политической доктрины китайских властей в других странах”.

Тем не менее, существует мнение, что на фоне кризиса проекта Модерн, как основы процесса глобализации и который оказался неспособен создать непротиворечивый, справедливый мировой порядок, китайский глобальный проект будет находить всё большую поддержку в различных странах мира.

Tags:

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
herbarium2013
Apr. 29th, 2015 05:14 pm (UTC)
Пока мы только начинаем говорить о синтезе православия и коммунизма, Китай свою официальную идеологию с конфунцианством уже соединил, как я понимаю? Единственная проблема в том, что для Запада конфуцианство уж больно экзотично.
livejournal
Apr. 29th, 2015 05:30 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
az_pantarei
Apr. 29th, 2015 05:39 pm (UTC)
вот сейчас декан филос. факультета МГУ верно напомнил, что в Европе (и у нас) "КРИЗИС ЦЕННОСТЕЙ". Действительно, что может предложить Европа и США , кроме хайтека, потребления и прочего материального?
"Но что польза человеку, если он обретет весь мир, а душу свою погубит?" Все основные духовные учения возникли на Востоке. ...
lv0vich
Apr. 29th, 2015 11:40 pm (UTC)
Я думаю, что именно из за этого кризиса для европейцев становится привлекательным идеология радикального ислама.
livejournal
Apr. 29th, 2015 05:41 pm (UTC)
Глобальный конфуцианский проект Китая
Пользователь az_pantarei сослался на вашу запись в своей записи «Глобальный конфуцианский проект Китая» в контексте: [...] Оригинал взят у в Глобальный конфуцианский проект Китая [...]
sovet20
Apr. 29th, 2015 05:43 pm (UTC)
Т.е. Китай предлагает миру довольство и покой, как гармонию. Правильно я понимаю?
lv0vich
Apr. 29th, 2015 11:36 pm (UTC)
Где ты там прочитал про довольство и покой? Китайцы предлагают в качестве идеологической основы конфуцианство.

"Данная модель привлекла внимание многих социологов как американских так и восточноазиатских. Им удалось выделить ряд “конфуцианских ценностей”, которые по их мнению и обеспечили ускоренное развитие восточноазиатских стран. К таким ценностям были отнесены: приоритет коллективизма над индивидуализмом; опора на личные связи и взаимные обязательства, нежели на букву закона; почтительное отношение к власти и социальной иерархии; стремление к консенсусу и социальной гармонии; высокая мотивация к обучению трудолюбие, усердие и бережливость; принятие сильного государства, вмешивающегося в социальные и экономические дела."
sovet20
Apr. 30th, 2015 04:53 am (UTC)
Вот здесь разве не просматривается?
“Мы стремимся построить гармоничное социалистическое общество дома и призываем все нации совместными усилиями построить безопасный и гармоничный мир во всём мире. “Гармония” является центральным понятием конфуцианства и предполагает её достижения в отдалённом будущем”.

Что такое гармония? Гармония с чем? и для чего? А что потом?
lv0vich
Apr. 30th, 2015 07:24 am (UTC)
Ну так Гармонию же, а не " довольство и покой". Гармония скорее синоним порядка нежели покоя. Гармоничный значит целостный, согласованный.
sovet20
May. 1st, 2015 08:23 am (UTC)
Ну т.е. китайцы и предлагают, построить безопасный и гармоничный мир.
А в чем его безопасность и гармоничность? А зачем нам гармония? А предельный порядок - это не роботизация?

Что-то есть в китайской философии такое холодное, и сухое, что не позволяет это принять.
lv0vich
May. 1st, 2015 02:53 pm (UTC)
Ну может быть ты сторонник хаоса, я же не знаю. Тогда тебе гармония действительно ни к чему.
sovet20
May. 1st, 2015 04:44 pm (UTC)
Ну странный ответ. Я не сторонник хаоса. Я лишь говорю, что в китайской философии есть что-то не совсем приятное. И это нужно изучать
lv0vich
May. 2nd, 2015 03:54 am (UTC)
Ну почему странный. Если человек задаёт вопрос "Зачем нам гармония?", значит она ему не нужна, а дисгармония - это хаос. Значит нужен хаос.
Честно скажу, я не специалист по китайской философии, в основном изучал японскую, там всё завязано на синто и буддизме, конфуцианства там нет.
Но я точно могу сказать, что соваться со своим уставом в чужой монастырь - это последнее дело. Конфуцианству две с половиной тысячи лет. Менталитет китайцев неразрывно связан с этой философией. И обвинять другую нацию в том, что они все поголовно роботы и неприятные. Это ну как минимум не хорошо.
А изучать безусловно надо.
sovet20
May. 2nd, 2015 04:27 pm (UTC)
Ну кто ж их в чем обвиняет, это их культура, они ее создатели, они ее чтят, в чем же здесь обвинять. Я лишь заострил внимание, на то что что-то есть странное, на первый взгляд не вполне уловимое. И нужно изучать.
popoffich
Apr. 30th, 2015 10:41 am (UTC)
"Тем не менее, существует мнение, что на фоне кризиса проекта Модерн, как основы процесса глобализации и который оказался неспособен создать непротиворечивый, справедливый мировой порядок, китайский глобальный проект будет находить всё большую поддержку в различных странах мира."

А Китай разве не часть Модерна?
По моему у них стандартный Модерн, который к тому же постепенно выдыхается. В глобальном плане пока что кроме Шелкового Пути от Китая не поступало действительно серьезных миропроектных заявок типа глобализма или коммунизма.
lv0vich
May. 1st, 2015 03:44 pm (UTC)
Приведённое мнение не моё, возможно надо было написать, что я не очень с ним согласен.
Во-первых, как ты точно подметил Китай сам развивается в рамках классического модерна.
А во-вторых, я очень сильно сомневаюсь, что идея конфуцианства сможет стать глобальной. Как региональная идея, может быть, но вот что европейского человека она вряд ли окажется чем-то привлекательным.
ext_1834289
Apr. 30th, 2015 03:48 pm (UTC)
Китайцы много чего хотят, но...
iggdrasil
May. 14th, 2015 07:33 pm (UTC)
О. Ну так, может, "Мистрали" прямо с самого начала заказывались для Китая... )))
( 18 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Tags






Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel